Страничка психолога

      Педагог — психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Искусство педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

     Цель работы педагога — психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития воспитанников и их преодоление;
  • разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ;
  • психологическое сопровождение воспитанников в период адаптации к ДОУ и детей «группы риска»;
  • психологическое сопровождение детей старшего возраста при подготовке к школьному обучению;
  • повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.

Деятельность педагога — психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:

  1. Оказание психологической помощи детям:
  • Психологическая диагностика
  • Коррекционно – развивающая работа
  • Психологическое сопровождение ребенка
 1  2
  1. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
  • Консультирование по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
  • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
 3  4
  1. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами
 5 6
  1. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
 7 8

 Деятельность педагога — психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

  1. Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных и личностных особенностей.

Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

— Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста проводится с августа по ноябрь. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности.

— Психодиагностическое обследование психического и эмоциональ-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года и позволяет определить уровень развития психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников.

  Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе проводится в сентябре и апреле с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей старшего возраста.

— Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  1. Коррекционно-развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей.

Основные задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения.
  • Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Психокоррекционная работа в группах раннего возраста осуществляется в адаптационный период для снижения тревоги и стресса детей и их родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению».

  9 10

Развитие и коррекция детей младшей, средней и старшей групп осуществляется на базе  программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей от 3 до 6 лет  Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик».

    14 13
11 12

Развивающая работа подготовительной к школе группы проводится на основе программы «Приключения будущих первоклассников» от 6 до 7 лет Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.

 15 16
  1. Консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуального подхода в воспитании и развитии детей.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений, поиск оптимальных способов решения и предполагает:

  • консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
  • групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
  • групповые формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста;
  • систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, клубов, круглых столов с обязательным учетом  тематики возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;
  • создание информационных уголков педагога-психолога.

Важной составной частью является повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

17  18
  1. Психологическое просвещение и профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Работа педагога-психолога в рамках психопрофилактики включает несколько направлений:

1). Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

  • анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

2). Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

3). Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива и содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

  1. Организационно-методическая работа
  • Участие в педагогических советах и методических объединениях специалистов, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях;
  • составление и оформление годового и календарно-тематического планирования, циклограммы и графика работы педагога-психолога;
  • оформление журналов консультативной, психопрофилактической и  коррекционно-развивающей работы;
  • анализ и обработка диагностических данных;
  • разработка и оформление индивидуального маршрута развития ребенка;
  • разработка анкет, консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов.
  • разработка учебных пособий, методических материалов, коррекционно-развивающих программ.
 19 20

       Сочетание всех направлений работы педагога-психолога позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

       По всем вопросам, связанным с воспитанием, развитием, обучением детей, можно обращаться к педагогу-психологу – Князевой Екатерине Викторовне.138(1)

График работы:

Дни недели:

Время:

Понедельник

9.00-12.36

Вторник

9.00-12.36

Среда

13.30-17.06 

(консультации для родителей — 15.30-17.00)

Четверг

9.00-12.36

Пятница

9.00-12.36